15 дек. 2014 г.

СПАДАРЫНЯ З ЗАХОДНЯГА ПАЛЕССЯ















На воплощение идеи, создать статуэтку в белорусском национальном костюме в образе кошки, подвигла детская любовь к белорусским сказкам.  Как и всем детям, мне очень нравилось рассматривать иллюстрации в книжках, где была передана вся красота и колористка белорусского костюма.

Перед тем как воплотить идею в жизнь, необходимо было провести небольшую «исследовательскую работу». Изучив особенности белорусского костюма, теперь могу кратко поделиться добытой информацией.

Немного истории…
Рождение белорусского костюма датируется сер. XVI века. Одна из теорий говорит, что именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Белорусский костюм, имеет общие корни с украинским, русским, польским и литовским национальными костюмами, но, тем не менее, отличается самобытностью и самостоятельностью.
Белорусский национальный костюм

Украинский национальный костюм нач. XIX века
Русский национальный костюм сер. XIX века
Литовский национальный костюм нач. ХIX века
Польский национальный костюм сер. XIX века
Для изготовления костюма использовалось местное сырье – лен, редко конопля, шерсть, крапива, сотканные в домашних условиях на кроснах. 


Ткань окрашивали природными красителями – настоями трав, коры, листьев, почек деревьев, полевых цветов, корней растений, ягод и шишек деревьев, болотной железной рудой.
Белое полотно украшали орнаментом чаще красного цвета, который наносился набивкой или вышивкой. Красный цвет в старину символизировал жизнь, а нанесенный в виде орнамента носил оберегающую функцию.



В нач. XIX века с появлением анилиновых красителей и фабричных ниток, спектр цветов дополнился оранжевым, фиолетовым, малиновым, ярко-зеленым и голубым.




Украшения не отличались богатством, но при своей простоте и незатейливости дополняли костюм и создавали стиль, присущий только тому или иному региону. Это были популярные подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев — иногда жемчужные, рубиновые).




По составным частям костюма, способу ношения, по композиционно-декоративному оформлению, колориту и орнаменту, можно было узнать из какой местности человек, его семейное положение, возраст. Такие локальные разновидности костюма и определяются термином «строй». Исследователи выделяют более 30-ти строев (костюм статуэтки разработан на примере Пинско-Ивацевичского, Мотольского и Домачевского строев(Западное Полесье)).

В ансамбль костюма статуэтки входит: рубаха,  юбка,  передник, горсет, чепец, платок и бусы.

Рубаха  («кашуля») - изготовлялась из льняного домотканого  полотна.  Ткаными  или вышитыми  узорами  из красной, красно-черной пряжи украшались обычно  рукава, плечевые  вставки,   и воротник.






Юбка  («спадница»,  «андарак»),  шерстяная  или  льняная,  разнообразна  по  цвету  и  узору (клетка,  полоса).








Белый льняной передник («фартух») колоритом и орнаментом  близок к  рубахе.





Безрукавка  («горсет»)  -  часть  праздничного  костюма - изготовлялась  из фабричных тканей (шелк, бархат) разных  расцветок,   украшалась   нашивками.







Головные  уборы девушек -  венки, узкие рушники («скиндочка»), у замужних женщин -  чепцы, капоры, платки ("хустка") и др.





А зараз... Сустракайце! Спадарыня з Заходняга Палесся!
(аплодисменты:))







Мур-р-р!


1 комментарий:

  1. Анонимный01.07.2016, 1:09

    Что тут комментировать? Чудесная работа -хочу себе такую (!!!), чудесный автор. Отличное мини-исследование с реальным воплощением в образе Спадарынi

    ОтветитьУдалить